Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение 

г.Нягани "Детский сад №5 "Дубравушка"  

         Вторая младшая группа (3 - 4 года)

 

 

Картотека дидактических  игр

 

Дидактические игры по развитию речи

ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК

Цель: Ориентироваться на род имени существительного при опре­делении предмета по его признакам.

Оборудование: Заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.

Ход игры:

Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно по­смотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец?  (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)

Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны дога­даться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длин­ная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это?  (Помидор.)»

Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.

Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты.

РАЗНОЦВЕТНЫЙ СУНДУЧОК

Цель: Учим ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.

Материал: Сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существи­тельными среднего и женского рода, по числу детей.

Ход игры: Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим де­тям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом во­просы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.

В том случае, если на картинках будут изображены 2—3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поуп­ражняться в образовании форм именительного падежа множест­венного числа существительных.

 ТЕРЕМОК

Цель: Ориентироваться на окончание глагола в прошедшем време­ни при согласовании его с существительным.

Материал: Деревянный теремок, игрушечные животные: мышка, ля­гушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.

Ход игры: Поставим на ковре теремок. Возле теремка рассадим живот­ных. Будем рассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании.

—  Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку ... кто? Пра­вильно, мышка. (Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.) «Кто-кто в теремочке живет?» Нико­го нет. Стала мышка в теремочке жить.

Прискакала к теремку ... лягушка. И т. д. В заключение подведем итог:

—   Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зай­ка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал.

 

ЧЕГО НЕ СТАЛО?

Цель: Упражняться в образовании форм родительного падежа мно­жественного числа существительных.

Материал: Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и ма­ленькая), ленточки (разного цвета и разного размера—длин­ная и короткая), лошадки, утята, Буратино, мешок.

Ход игры: Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. На­зывают их. Выставляют на столе.

Комментируем:

—  Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставь их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Еще пирамидка есть? И т. д.

—  Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.

На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамид­ки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?») Затем прячем лен­точки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»

 

 

ГДЕ НАШИ РУЧКИ?

Цель: Упражняться в образовании форм родительного падежа мно­жественного числа существительных.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Обратимся к ним, приглашая интонацией к шутке, игре:

Где наши ручки? Нет наших ручек! (Прячем руки за спину. Дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами.)

—   Где наши ножки? Нет наших ножек! (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки!  (Топают ножками.)

—   Где же наши ручки? Чего нет?  (Ручек.)  Вот наши ручки! -  Где   же   наши   ножки?   Чего   нет?    (Ножек.)    Вот   наши

ножки!

Игра повторяется 2—3 раза.

 

 

Лото

Цель: Упражняться в образовании форм множественного числа су­ществительных  (в именительном и родительном падежах).

Материал: Картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе (матрешка — матрешки, ведро — ведра, колесо — колеса, кольцо — кольца и др.).

Ход игры: Раздаем детям картинки, оставляя у себя парные. Объясняем условия игры:

—  Это игра на внимание. Я буду показывать картинки. На каждой картинке нарисована какая-нибудь игрушка. Тот, у кого окажется картинка с такими же игрушками, должен быстро ска­зать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса. Вера должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Игрушки надо обязательно называть.

Тот, кто замешкается, отдает свою картинку взрослому. Если ребенок быстро и правильно назовет игрушку, отдаем свою картинку ему.

В конце игры проигравшим   (у кого на руках нет картинок) предлагаются шуточные задания: попрыгать на одной ножке, вы­соко подпрыгнуть, присесть три раза и т. п. Задания придумы- -ваем вместе с детьми.

 

ПОРУЧЕНИЯ

Цель: Упражняться в образовании форм повелительного наклоне­ния глаголов скакать, ехать.

Материал: Грузовик, мышка, мишка.

Ход игры: Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям:

—  Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай!» А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!»  (Просьбы сопровождаются действиями с игрушками.)

—  Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь?

Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес.

 

МИШКА, ЛЯГ!

Цель: Упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов лежать, петь.

Материал: Плюшевый медвежонок (озвученная игрушка).

Цель: В   гости   к  детям   приходит

медвежонок. Рассказываем, что он умеет выполнять поручения. Медвежонка можно попросить: «Мишка, ляг на бочок... ляг на спинку... ляг на животик». Еще он умеет петь, только надо по­просить: «Мишка, спой!» (Рас­сказ сопровождается действия­ми с игрушкой.)

По желанию детей медве­жонок выполняет разные зада­ния.  Если ребенок затрудняется сформулировать задание, задаем наводящие вопросы: «Ты хочешь, чтобы мишка лег? На животик или на спинку? Давай скажем вместе: мишка, ляг на животик».

Можно давать медвежонку и другие задания: поезжай (с гор­ки), поскачи, попляши, напиши письмо   и др.

 

 

ПРЯТКИ

Цель: Правильно использовать в речи предлоги с пространствен­ным значением (в, на, около, под, перед).

Материал:  Грузовик, мишка, мышка.

Ход игры: В гостях у детей снова мишка и мышка. Гости стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Предлагаем детям закрыть глаза. Говорим:

— Мышонок спрятался. Откройте глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной?» Нет. Где же он, ребята? (В кабине.)  Вон он куда забрался!

Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (Са­жаем мышонка на кабину.) Где же мышонок? Ребята, подска­жите мишке!

Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мы­шонка, который прячется под машиной, около машины, перед машиной.

Игры и упражнения с грамматическим содержанием можно включать в сценарии коллективных занятий, а можно прово­дить по желанию детей с небольшими подгруппами в часы до­суга. С детьми можно организовывать игры, с помощью которых они учились бы соотносить производящее и производное слова. Это делается на материале существительных, обозначающих жи­вотных и их детенышей. Формирование способов глагольного словообразования тесно связано с формообразованием. Оно осуществляется в подвижных играх, играх-драматизациях, спе­циальных дидактических играх.

 

ПОТЕРЯЛИСЬ

Цель: Соотносить  название  животного  с  названием  детеныша.

Материал: Игрушечный домик, животные (игрушки): утка и уте­нок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.

Ход игры: Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши. Предложим детям узнать, кто живет в домике.

 

- Давайте посмотрим. Кря-кря-кря — кто это? Утка? Доста­ем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Малень­кая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утен­ка. Поищи утку.

-   А это чей голос — пи-пи-пи? Кто это? (Достаем цыплен­ка.) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывает­ся цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка.

Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесут слова: утка— утенок, курица — цыпленок и др. Затем животные уезжа­ют на машине в гости к другим детям.

 

ЧЕЙ  ГОЛОС?

Цель: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподра­жаниям, соотносить названия взрослого животного и его дете­ныша.

Материал: Игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и ля­гушонок, корова и теленок.

Ход игры: В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.

-   Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тонень­ко? (Теленок.)

Ква-ква— чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

Аналогично обыгрываются остальные' игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).

 

 

 

ДОМИКИ

Цель:  Употреблять названия детенышей животных.

Материал: Поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами, мышатами и др.— по количеству детей, строительный материал.

Ход игры: Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны построить для малышей домики. Каждый сначала дол­жен решить, для кого он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне, пожалуйста, утенка (бель­чонка)».

В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить название.

На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих животных домики, играют.

 

 

ПОРУЧЕНИЯ

Цель: Называть детенышей животных.

Материал: Игрушки: бельчонок и котенок.

Ход игры: Подражаем мяуканью кошки. Спрашиваем у детей: «Кто это мяукает? Где?» Выходим вместе с ними в соседнюю комнату. - Ребята, к нам пришли гости! Смотрите, они совсем малень­кие. Это не просто белочка и киска. Это котенок и бельчонок. Животные хотят с вами поиграть. Им можно давать поручения. Если попросить правильно, бельчонок попрыгает. Бельчонок, по­скачи! Вот как скачет! А котенка можно попросить: котенок, спой! Вот как поет котенок! Кого вы хотите попросить? О чем?

После игры животные прощаются с детьми и уходят (уез­жают).

 

 

ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА

Цель: Соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, активизировать в речи названия детенышей живот­ных.

Материал: Белка и лиса.

Ход игры: Объясним детям содержание игры:

— Сейчас мы поиграем в игру «Дружные ребята». Встаньте в пары. Теперь постройтесь в две колонны. Первая колонна — бельчата, вторая -- лисята. Вот ваши домики (ставим в разных концах комнаты стулья, на которые сажаем белку и лису). Если услышите танцевальную музыку, танцуйте и бегите — резвитесь на лужайке. При команде «Опасно!» бегите домой к своим ма­мам. Выигрывает тот, кто скорее соберется.

Игра повторяется 3—4 раза.

Активизации наименований детенышей животных, соотнесению с названиями взрослых животных способствуют также пластические этюды, упражнения. На­пример, взрослый принимает на себя роль курицы-мамы, дети — роли цыплят. Ку­рица с цыплятами гуляет по полянке. Все разгребают травку, ищут червячков, пьют водичку, чистят перышки. При команде «Опасно!» цыплята бегут под крыло к маме-курице.

Для активизации наименований детенышей животных могут использоваться варианты игр «Прятки», «Где наши ручки?» («Где наши зверята? Нет наших котят? Нет наших бельчат? Вот наши зверята. Вот наши бельчата»), «Лото», «Кого не стало?.. », «Чудесный мешочек» и других игр, описания которых даются ниже.

 

 

КАЧЕЛИ

Цель: Соотносить слова стихотворения с собственными движе­ниями.

Ход игры: Дети стоят. Взрослый читает стихотворение, а дети сопровож­дают чтение ритмическими движениями.

Все лето качели Качались и пели, И мы на качелях На небо летели.

(Дети качают руками впе­ред-назад, слегка пружиня ноги в коленях.)

Настали осенние дни. Качели остались одни.

(Уменьшая ход качелей, дети пружинят в коленях и уменьшают взмах рука­ми до постепенной оста­новки.)

Лежат на качелях                     

Два желтых листка. И ветер качели Качает слегка.

(В. Данько. Качели.)

(Дети выполняют легкое покачивание вытянутыми вперед руками влево-вправо.)

 

 

 

ПЕРЕПРЫГНИ ЧЕРЕЗ РОВ

Цель: Образовывать повелительную форму глагола с помощью приставок.

Ход игры: Игроки распределяются на две команды, которые выстраива­ются одна напротив другой. На площадке перед каждой коман­дой взрослый рисует две параллельные линии на расстоянии 50 см одна от другой — это ров. На слова:

Если хочешь                                               Если хочешь

Ловким быть,                                             Быть здоров.

Если хочешь                                              Перепрыгни через ров! —

Сильным быть.                                                        

(По Я. Сатуновскому.)

все прыгают. Выигрывает та команда, в которой больше детей сумели перепрыгнуть через ров, не наступив на линию. Игра продолжается. Проигравшая команда на те же слова де­лает вторую попытку перепрыгнуть через ров. Можно предло­жить детям прыгать с закрытыми глазами.

 

ПОЕЗД

Цель: Закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает.

Ход игры: Дети стоят друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Взрослый-водящий произносит:

Чух, чух, пых-чу,                                               Ко-ле-са-ми

Пых-чу, вор-чу (произносится 2 раза).         Верчу, вер-чу (произносится 2 раза),

Стоять на месте не хочу!                                Са-дись скорее,

Ко-ле-са-ми                                                        Прокачу!

Стучу, стучу.                                                      Чу! Чу!

(Е. Карганова. Поезд.)

На слова «Стоять на месте не хочу» «поезд» начинает мед­ленно двигаться, постепенно прибавляя скорость. Затем дети вы­полняют движения в соответствии с текстом стихотворения. На слова «Колесами стучу, стучу»—топают ногами, на слова «Коле­сами верчу, верчу»—делаю/г круговые движения руками перед собой. На слова «Чу! Чу!» «поезд» останавливается.

 

 

ГДЕ МЫ  БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ

Цель: Активизировать глагольную лексику, соотносить слово с дей­ствием, которое оно обозначает.

Ход игры: Водящий отходит в сторону, а дети договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопросы водящего «Где вы были? Что вы делали?» дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» и показывают различные дви­жения (стирка белья, рисование и др.). Водящий должен по дви­жениям правильно назвать действие, употребляя форму глагола второго лица множественного числа. Например: «Вы пилите дро­ва». При правильном ответе дети убегают, а водящий их дого­няет. Пойманный становится водящим.

(Эта игра доступна не всем детям младшего дошкольного возраста. Она более популярна у старших дошкольников.)

 

КУРОЧКА РЯБУШЕЧКА

Цель: Упражняться в произнесении звукоподражания.

Ход игры: Из детей выбирают курочку-рябушечку, надевают ей на голо­ву шапочку. По сигналу водящего начинается диалог:

— Курочка-рябушечка,

Куда идешь?

—   На речку.

—   Курочка-рябушечка, Зачем идешь?

—  За водой.

—   Курочка-рябушечка, Зачем тебе вода?

—   Цыплят поить. Они пить хотят.

На всю улицу пищат — Пи-пи-пи!

(Русская народная песенка.) После слов «На всю улицу пищат» дети-цыплята убегают от курочки и пищат (пи-пи-пи). Дотронувшись до пойманного ре­бенка, курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пой­манные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором но­вой курочки-рябушечки.

 

 

МОЛЧАНКИ

Цель: Образовывать глаголы приставочным способом.

Ход игры: Перед началом игры дети хором произносят:

Первенчики, червенчики. Зазвенели бубенчики. По свежей росе. По чужой полосе. Там чашки, орешки, Медок, сахарок, Молчок!

(Русская народная песенка.) После слова «молчок» все должны замолчать и замереть. Ведущий (взрослый) наблюдает за детьми. Если кто-то рассме­ется, заговорит или пошевелится, то дает ведущему фант.

В конце игры дети выкупают фанты, выполняя действия по команде (залезь под стол и вылези обратно; подпрыгни на месте два раза; выйди из комнаты и войди обратно; отодвинь стульчик и снова задвинь; выгляни в окошко; присядь и встань; под­брось мячик; перепрыгни через веревочку и т. п.).

В эту игру с интересом играют дети среднего дошкольного возраста. С младшими детьми лучше разыгрывать фант сразу, как только кто-то из играющих рассмеется или заговорит; коман­ды придумывает взрослый. Более старшие дети придумывают команды сами.

 

 

ДОБАВЬ СЛОВО

Цель:Находить нужное по смыслу слово (глагол).

Материал: Кукла Гена.

Ход игры: Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родите­лям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедуш­ке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, дети должны будут сейчас угадать.

Гена.

Я   умею   постель   (глагол подбирают дети) убирать. Я умею пол ... (подметать). Я умею пыль ... (вытирать). Я умею посуду ... (мыть, полоскать). Я умею постель ... (застилать). Я умею цветы ... (поливать). Я помогаю стол ... (накрывать). Я помогаю тарелки ... (расставлять) Я помогаю вилки ... (раскладывать) Я   помогаю   крошки   ...    (сметать) Я   помогаю   комнату   ...    (убирать) При повторном проведении игры дети от хоровых высказыва ний переходят к индивидуальным  (глагол называет тот, к кому непосредственно обратится Гена).

 

НЕВИДИМКИ

Цель:Образовывать формы глагола второго лица единственного и множественного числа.

Материал: Куклы, шапка-невидимка, ширма, музыкальные инстру­менты (игрушки), кукольная мебель.

Ход игры: В гости к детям приходит Невидимка. Он говорит, что у него есть шапка-невидимка. Когда ее наденешь, сможешь быть неви­димым. Показывает шапку, надевает ее и сразу же прячется за ширму. Затем Невидимка рассказывает и показывает, что он лю­бит и умеет делать (танцевать, петь, читать стихи, бегать, пры­гать, играть на музыкальных инструментах, сидеть, стоять, хо­дить и пр.).

Невидимка надевает свою шапку, прячется за ширму и выполняет одно из названных действий. Дети угадывают, что Не­видимка делает, задавая ему вопросы: «Ты спишь?», «Ты делаешь зарядку?» и т. п. Выигрывает тот, кто угадает; он же получает право быть Невидимкой.

Когда игра станет хорошо знакомой детям, можно будет вы­бирать двух Невидимок, тогда они будут образовывать форму множественного числа глаголов.

НАЗОВИ, ЧТО СДЕЛАЛ УМЕЙКА

Цель: Составлять (дополнять) предложения с однородными ска­зуемыми.

Материал: Бумага, ножницы и др.  (по усмотрению взрослого).

Ход игры: В гости к детям приходит Умейка, который все умеет делать (ребенок должен быть подготовлен заранее). Взрослый дает ему задание так, чтобы никто не слышал: «Подойди к столу, возьми бумагу, отрежь полоску и отдай Сереже». Умейка начинает выполнять задание, а дети в это время внимательно следят за ним. Потом они называют все, что делал Умейка. Выигрывает тот ребенок, который правильно перечислил все действия, вы­полненные Умейкой. Ребенок-победитель получает право заме­нить гостя.

Задания Умейке могут быть самые разные: беги к двери, по­прыгай и побеги обратно; подойди к столу, возьми книгу и отдай ее Вадиму; возьми машину, поставь в гараж; выйди из комнаты и войди обратно; подойди к кубику и перепрыгни через него; возьми мяч и подбрось его вверх; уложи куклу спать.

 

КТО БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ НАЗОВЕТ

Цель: Активно использовать в речи глаголы, образовывать различ­ные глагольные формы..

Материал: Картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход игры:Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подо­брать слова, которые обозначают действия, относящиеся к пред­метам или явлениям,  изображенным на картинках.  Например:

что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится...);

что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить...);

что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше...);

что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит...);

что можно делать с куклой? (Укладывать спать, кормить, ка­тать в коляске, лечить, водить гулять, одевать, наряжать, ку­пать...);

что делает собака? (Лает, грызет кости, виляет хвостом, под­прыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет...);

что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, захо­дит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласка­ет...).

60

Такую игру можно проводить на разные темы: «Предметы домашнего обихода», «Явления природы», «Времена года», «Жи­вотные и птицы» и др.

ЧЕЙ ГОЛОС?

Цель: Образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Материал: Игрушки: кошка, собачка, курочка, петушок, автомобиль.

Ход игры: В гости к детям приезжают на автомобиле игрушки. Взрослый показывает их (по одной), а дети называют.

—   Кукареку! Кто это? (Петушок.) Как кукарекает петушок? (Кукареку.)

—   Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка.) Как кудахчет ку­рочка?

—   Гав,  гав,  гав!   Кто  это?   (Собачка.)   Как лает собачка?

—   Мяу, мяу! Кто это?  (Кошка.)  Как мяукает кошка?

—   Гав, гав, гав! Чей это голос? (Собачки.) Что она делает? (Лает.)

—  Мяу,  мяу! Чей  это голос?   (Кошки.)   Что  кошка  делает? (Мяукает.)

—   Куд-куда, куд-куда! Чей это голос? (Курочки.) Что делает курочка?  (Кудахчет.)

—   Кукареку! Кто это? (Петушок.) Что делает петушок? (Ку­карекает.)

 

ПРОФЕССИИ

Цель: Соотносить существительное с глаголом.

Материал: Картинки (фотографии) с изображениями людей разных профессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, поч­тальон, солдат).

Ход игры: Взрослый задает вопросы, дети отвечают.

—   Пашет, сеет, хлеб убирает, кто?  (Хлебороб.)

—   А кто хлеб нам выпекает? (Пекарь.)

—   Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)

Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.)

—   Кто ее продает, наконец? (Продавец.)

—   К нам приходит с письмом Прямо в дом — кто же он? (Почтальон.)

- Служит дорогой Отчизне Старший брат. Охраняет наши жизни, Он ...  (Солдат.)

— Когда вы станете взрослыми, каждый из вас будет иметь какую-то профессию. Все они очень важны, будь это профессия хлебороба, пекаря, аптекаря, портного, продавца, почтальона или строителя. Но главное, кем бы ты ни стал,— хорошо и честно трудиться.

 

 

ПОДАРКИ

Цель: Соотносить глагол с существительным.

Материал: Кукла Оля, корзинка, дудочка, шапочка, конфета  (шо­коладка), птичка, жук, рыбка, собачка.

Ход игры: Взрослый   говорит детям,   что  у

куклы Оли сегодня день рожде­ния. Она пришла с подарками, кото­рые ей подарили друзья. (Все подар­ки находятся в корзинке.)

—   Вова подарил подарок, в кото­рый можно дудеть. Что подарил Оле Вова?

После ответов детей дудочку вы­нимают из корзинки и кладут на стол. Далее игра продолжается по моти­вам стихотворения Э. Мошковской «Какие бывают подарки». Сопро­вождается действиями с игрушками.

—  Коля подарил то, что можно надеть. Что можно надеть?

—   Петя  подарил  вкусный  подарок,  который   всем   нравится. Этот подарок можно съесть, а золотая бумажка останется.

—   Саша подарил такой подарок, который может летать, си­деть в клетке и петь.

—   Витин подарок может ползать.

—  Толин подарок умеет плавать и гре­сти плавниками.

—  Миша принес подарок, который хо-дит!

Который хвостом виляет и лает,

И каждый этот подарок желает. — Теперь Оле хочется узнать, что дарят вам в день рожде­ния    родные    и    друзья,    что    вы    делаете   со   своими    подар­ками.

 

 

У ДЯДЮШКИ ЯКОВА (Русская народная игра)

Цель: Соотносить  глагол  с  действием,   которое  он  обозначает.

Ход игры: Дети идут по кругу и декламируют:

У дядюшки Якова семеро детей.

Семеро, семеро веселых сыновей.

Они и пили, и ели.

Друг на друга все смотрели,

И все делали вот так.

И вот этак, и вот так.

На последние две строчки круг останавливается, и ведущий, а затем и все играющие выполняют различные действия: дудят, барабанят, трубят, звонят в колокольчики, играют на гитаре, на гармошке и т. д. По окончании каждого действия веду­щий спрашивает: «Что делали сыновья?» Дети отвечают, и игра продолжается.

рифму.

 

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО

Цель: Ориентируясь на окончания глаголов, подбирать слова в

Материал: Кукла Умейка.

Ход игры: Взрослый рассказывает, что Умейка хотел почитать детям стихи, но по дороге растерял все последние слова. Предлагает помочь Умейке. Читает стихи, дети договаривают нужные слова.

Голосок твой так хорош — Очень сладко ты  (поешь).

(С. Маршак.)

Зайка звонко барабанит, Он серьезным делом (занят).

(И.  Токмакова.)

Телефон опять звонит, От него в ушах (звенит).

(А. Барто.)

Скачут побегайчики —

Солнечные зайчики...

Где же зайчики?

Ушли.

Вы нигде их не (нашли)?

(А. Бродский.)

Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман   (пришить) И платочек (положить).

(3. Александрова.)

В заключение дети могут сами почитать Умейке стихи.

ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ...

Цель: Самостоятельно образовывать форму сослагательного на­клонения глаголов.

Ход игры: Взрослый читает детям сказку К. И. Чуковского «Федорино горе». По окончании задает вопросы:

—   Почему все вещи убежали от Федоры?

—   Что было бы, если бы вы все игрушки разбросали, по­ломали?                               ч

—   А что было бы, если бы вы берегли игрушки, обращались с ними хорошо, не разбрасывали по углам, а убирали после игры по своим местам?

—  Что было бы, если бы вы разбрасывали свою обувь где попало?

—  Что было бы, если бы вы поставили посуду на подоконник и подул сильный ветер?

—  А если бы вы посуду после обеда вымыли и убрали в буфет?

ШУТОЧНОЕ ПИСЬМО

Цель: Уточнить значения глаголов.

Ход игры: Детям читают шуточное письмо, которое будто бы написал мальчику Коле его дядя из дома отдыха. Дети должны заметить и исправить ошибки, содержащиеся в письме.

«Здравствуй, Коля. Пишу тебе письмо из дома отдыха. Мне тут очень интересно и весело живется. Расскажу тебе несколь­ко случаев.

Выхожу я как-то во двор и вижу, что все отдыхающие про­снулись и глазами пережевывают пищу, ушами смотрят, зубами ходят, ногами слушают, носом работают, руками нюхают».

Дети называют ошибки, взрослый помогает вопросами («Что делают глазами?» И  т. п.).

«Вчера у нас была экскурсия в детский сад. Пришли мы туда, а там: плакса делает все левой рукой, левша плачет, ка­призуля дерется, забияка капризничает».

Дети отвечают на вопрос: «Что перепутал дядя?»

«А еще мы были в деревне. Там очень интересно: козы мычат, коровы блеют, кузнечики гогочут, гуси стрекочут».

Дети снова исправляют ошибки.

 

 

ЧТО ТЫ СЛЫШАЛ?

Цель: Использовать разные способы образования глаголов.

Ход игры: При помощи считалки выбирается водящий. Он садится с за­вязанными глазами на стул в дальний угол комнаты. Затем кто-нибудь из играющих проделывает несколько движений (дейст­вий). Например, отодвигает стол, переставляет стул на другое место, подходит к двери, открывает и закрывает ее, вынимает из замка ключ и кладет его на стол, наливает воду из графина в стакан и т. п. Задача водящего — внимательно прислушиваясь, постараться по звукам понять и запомнить все, что происходит. Когда ему разрешат снять повязку с глаз, он должен рассказать обо всем и по возможности повторить все действия в той же последовательности, в какой они совершались.

Потом можно выбрать другого водящего и повторить игру, но действия играющих должны быть уже другими.

Вариант игры. Все дети закрывают глаза и слушают, что делает водящий, а затем рассказывают.

ПЕТУШКИ

Цель:  Соотносить по смыслу глагол с действием, которое он обо­значает.

Ход игры: Взрослый читает стихотворение, а дети изображают петуш­ков, о которых в нем говорится.

Петушки распетушились. Но подраться не решились. Если очень петушиться. Можно перышек лишиться. Если перышек лишиться. Нечем будет петушиться.

(В. Берестов. Петушки.)

   

Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве.

1. Вверху – внизу. Кто выше?

Цель. Развитие пространственных представлений.

Материал игры: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, зеленый луг и река.

В разных местах таблицы пришиты крючки. На столе раскрываются вырезанные из картона или

 выпиленные из фанеры фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д.

Содержание игры. Ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и

 прикрепляет его на декоративную таблицу так, чтобы было отражено реальное положение его в

 пространстве. Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял

 рыбку, то внизу. При этом он говорит: «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу».

В данной игре закрепляются понятия вверху – внизу, выше – ниже. Дети учатся соотносить предметы с

 той реальной обстановкой, в которой они могут находиться. Игра способствует развитию

 наблюдательности, внимания, воображения.


2. Разговор по телефону.

Цель. Развитие пространственных представлений.

Игровой материал. Палочка (указка) .

Правила игры. Вооружившись палочкой и проводя ею по проводам, нужно узнать, кому звонит по

 телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.

Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном

 доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и

 мышка-норушка. Однажды вечером кот

Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому

 звонил».



3. Где чей домик?

Цель. Сравнить числа, упражнять детей в умении определять направление движения (направо, налево, прямо) .

Игровой материал. Набор карточек с числами.

Правила игры. Взрослый является ведущим. По указанию ребенка он разводит цифры по домикам. На

 каждой развилке ребенок должен указать, на какую дорожку – правую или левую – нужно свернуть

. Если цифра сворачивает на запрещенную дорожку либо проходит не по той дорожке, где условие

 выполняется, то ребенок теряет очко. Ведущий может отметить, что в этом случае цифра заблудилась

. Если же развилка пройдена правильно, то игрок получает очко. Ребенок выигрывает, когда наберет не

 менее десяти очков. Игроки могут меняться ролями, условия на развилках можно также изменять.


4. Поросята и серый волк.

Цель. Развитие пространственных представлений. Повторение счета и сложения.

Правила игры. Игру можно начать с рассказывания сказки: «В некотором царстве – неизвестном

 государстве – жили-были три брата – поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Ниф-Ниф был очень

 ленив, любил много спать и играть и построил себе домик из соломы. Нуф-Нуф тоже любил спать, но

 он был не такой лентяй, как Ниф-Ниф, и построил себе домик из дерева. Наф-Наф был очень

 трудолюбивый и построил себе домик из кирпича.

Каждый из поросят жил в лесу в своем домике. Но вот наступила осень, и пришел в этот лес злой и

 голодный серый волк. Он прослышал, что в лесу живут поросята, и решил их съесть. (Возьми палочку и

 покажи, по какой дорожке пошел серый волк.) »

Если дорожка привела к домику Ниф-Нифа, то можно так продолжить сказку: «Итак, серый волк

 пришел к домику Ниф-Нифа, который испугался и побежал к своему брату Нуф-Нуфу. Волк разломал

 домик Ниф-Нифа, увидел, что там никого нет, но лежат три палки, рассердился, взял эти палки и

 пошел по дороге к Нуф-Нуфу. А в это время Ниф-Ниф и Нуф-Нуф побежали к своему брату Наф-Нафу

 и спрятались в кирпичном доме. Волк подошел к домику Нуф-Нуфа, разломал его, увидел, что там

 ничего нет, кроме двух палок, рассердился еще больше, взял эти две палки и пошел к Наф-Нафу.

Когда волк увидел, что домик Наф-Нафа из кирпича и что он не сможет его разломать, то он заплакал от

 обиды и злости. Увидел, что возле домика лежит одна палка, взял ее и голодный ушел из леса. (Сколько

 палок унес с собой волк) »

Если волк попадет с Нуф-Нуфу, то рассказ меняется, и волк берет две палки, а затем одну палку из

 домика Наф-Нафа. Если волк попадает сразу к Наф-Нафу, то он уходит с одной палкой. Число палок у

 волка является числом набранных им очков (6, 3 или 1). Нужно добиваться, чтобы волк набрал как

 можно больше очков.





5. Добавь слово.

Цель игры: Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе,

 развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Давайте вспомним, где у вас правая рука. Поднимите ее. Все

 предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где

 находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначает

 слова «Впереди меня» и «позади меня»? (Уточняет и эти понятия). А сейчас мы поиграем. (Дети

 садятся за стол). Я буду называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете отвечать такими

 словами: «справа», «слева», «позади», «впереди».

Воспитатель говорит:

- Стол стоит… (называет имя ребенка) .

- Позади.

- Полочка с цветами висит…

- Справа.

- Дверь от нас…

- Слева.

Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.

- Какая рука у тебя ближе к окну?

- Правая.


6. Внизу – вверху.

Содержание игры.

Вариант 1. Воспитатель называет различные предметы, которые находятся либо только на земле, тогда

 дети говорят: «Внизу», либо только в воздухе, тогда дети говорят хором: «Вверху».

Например:

Воспитатель. Орел.

Дети. Вверху.

Воспитатель. Тигр.

Дети. Внизу и т. д.

Вариант 2. Воспитатель называет предметы в иной обстановке, дети выполняют определенные

 действия. Если названный предмет находится вверху, они поднимают руки; если – внизу, они

 приседают.

Например, если воспитатель говорит: «Самолет летит! », дети приседают и т. д.

7. Сделай так, как я скажу.

Материал игры: у детей конверты с набором геометрических фигур лист бумаги; у воспитателя набор

 таких же геометрических фигур, но большего размера

Содержание игры. Воспитатель предлагает детям положить перед собой чистый лист бумаги и

 приготовиться к игре. Круг (воспитатель его показывает) надо положить в середину. Слева от круга –

 треугольник, справа – квадрат, вверху – круг, внизу – прямоугольник.

Выигрывает тот, кто правильно разложил фигуры.



8. Куда пойдешь и что найдешь?

Материал игры: любые игрушки.

Содержание игры. Воспитатель раскладывает игрушки в разных местах комнаты: справа от ребенка

 воспитатель ставит плющевого мишку, слева – матрешку, перед ребенком – машины, позади ребенка –

 паровоз и говорит:

«Вперед пойдешь – машину найдешь,

Вправо пойдешь – мишку найдешь,

Влево пойдешь – матрешку найдешь,

Назад пойдешь – паровоз найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти? »

Игры может быть усложнена: игрушки прячутся под ковер или накрываются бумагой.

Воспитатель говорит:

«Вперед пойдешь – куклу найдешь,

Вправо пойдешь – зайца найдешь,

Влево пойдешь – мяч найдешь,

Назад пойдешь – юлу найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти? ».


Картотека игр для развития пространственной ориентировки.

Игры на формирование ориентировки “на себе”


9. Солнышко.

Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.

Оборудование: схематическое изображение лица человека.

Содержание: ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос)

. Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и

 выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части

 лица.


10. Скульптор.

Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с

 положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей – либо помощи определять

 пространственные направления в этих ситуациях.

Оборудование: макет игрушки Буратино.

Содержание: ребятам предлагается макет игрушки Буратино. Буратино будет показывать движения, а

 ребята стараются четко все за ним повторить.




11. Контролер.

Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения

детьми парно противоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.

Оборудование: билеты красного и зеленого цвета, обручи

Содержание: ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры – пассажирами, у

 которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади “контролера” с правой и левой стороны кладутся

 обручи, обозначающие автобусы. “Пассажиры” с красными билетами направляются “контролером” в

 левый автобус, а с зелеными - в правый.

Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве


12. Прятки.

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом пространстве.

Оборудование: –

Содержание: Все играющие делятся на две команды, которые возглавляют капитаны. По жребию

 определяют, кто будет прятаться, а кто – разыскивать. Для игры устанавливают место (дерево, стену,

 дверь и т. п.) – “город”, куда должны прибежать игроки. Тех, кто должен прятаться, уводит капитан

 команды, указывает им места для укрытия, а сам возвращается к команде, которая должна разыскивать

 спрятавшихся. Капитан ходит, все время выкрикивая: “Мы находимся… (называет местонахождение)!”

. Это помогает его команде ориентироваться: оставать-ся в укрытии или бежать завоевывать “город”

. Если те, кто ищет, заметят хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место

 укрытия, а сами группой бегут в “город”. Команда, прибежавшая в “город” раньше другой, получает

 очко. Команда, которая прячется, может подбежать и завоевать “город” еще до выявления

 местонахождения соперников или после того, как их увидели.

 

 

Подвижные игры

Подвижная игра «Хоровод»

Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.

Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись   за руки, ходят по кругу.

Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!

До того мы закружились, что на землю повалились.

Бух!

При произнесении последней фразы выполняют приседания.

Подвижная игра «Карусель»

Цель: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус.

Описание. Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

 

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

Подвижная игра «Раз, два, три – беги!»

Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.

Описание. Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к дереву беги», дети бегут к дереву и ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к песочнице беги», дети бегут к песочнице и ждут воспитателя.

 

Подвижная игра «Вейся, венок»

Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в беге.

Описание. Дети и воспитатель стоят около дерева, вокруг которого можно образовать круг и поводить хоровод. Воспитатель произносит: «Вы, ребята, листочки, из которых я буду плести веночки. Подул ветерок, разлетелись листочки» (дети выполняют бег по площадке). По сигналу воспитателя: «Вейся, венок! Завивайся, венок! Да не путайся!» (дети бегут к воспитателю). Воспитатель помогает образовать круг. Вместе с воспитателем дети водят хоровод вокруг дерева, произнося рифмованные строки:

Выйдем, выйдем погулять, погулять в садочек,

Будем листья собирать, сделаем веночек.

Много листьев наберём, жёлтеньких и красных,

И веночки мы сплетём из листочков разных.

 

 

Подвижная игра «Акула и рыбки»

Цель: развитие умения у детей бегать в определённом направлении; ориентироваться в пространстве.

Дети – «рыбки» «плавают». По сигналу воспитателя: «Акула» - дети прячутся, «уплывают» в укрытие (домик из каната).

 

Подвижная игра «Зайка беленький сидит»

Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость.

Описание. Дети – «зайки» сидят на скамейке. Воспитатель предлагает выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку»). Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:

Зайка беленький сидит                          Дети шевелят кистями

И ушами шевелит.                                 рук, подняв их к голове,

Вот так, вот так                                      имитируя заячьи уши.

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,                           Хлопают в ладоши.

Надо лапочки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,                           Подпрыгивают на обеих

Надо зайке поскакать.                           ногах на месте.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

(Название игрушки) зайку испугал,      Конкретно указывается,

                                                                 кто испугал зайку

Зайка прыг и ускакал.                           (воспитатель показывает

                                                                 игрушку).          

                                                                 Дети убегают на свои места.        

                                                     

Подвижная игра «Мой весёлый звонкий мяч»

Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Описание. Дети стоят с одной стороны площадки, около них воспитатель с мячом в руках. Он показывает, как легко и высоко подпрыгивает мяч, если его отбивать рукой, сопровождая действия словами:

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

Затем воспитатель предлагает детям выполнить прыжки, при этом отбивая мяч о землю. Прочитав снова стихотворение, он говорит: «Сейчас догоню!» Дети перестают прыгать и убегают. Воспитатель делает вид, что ловит их. Воспитатель, не пользуясь мячом, предлагает детям выполнить прыжки, сам же при этом поднимает и опускает руку над головами детей, как будто отбивает мячи.

 

 

Подвижная игра «Самолёты»

Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Описание. Воспитатель предлагает детям приготовиться к «полёту», показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать». Воспитатель говорит: «К полёту приготовиться. Завести моторы!» - дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук: «Р-р-р». После сигнала воспитателя: «Полетели!» - дети разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летят» - разбегаются в

 

Подвижная игра «Пузырь»

Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Описание. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:

Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,

Оставайся такой да не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!», тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!» Можно также предложить детям после слов: «Лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук: «Ш-ш-ш» (воздух выходит). Затем дети снова «надувают» пузырь – отходят назад, образуя большой круг.

 

Подвижная игра «Снежинки и ветер»

Цель: развитие воображения детей, внимательности, умения играть в коллективе; упражнять в беге, делать повороты вокруг себя, в приседании.

Воспитатель произносит слова:

А сейчас я посмотрю:

Кто умеет веселиться,

Кто мороза не боится.

Воспитатель – «ветер» имитирует дуновение ветра, а дети – «снежинки» передвигаются по площадке, изображая полёт снежинок. Дети прячутся (присаживаются), когда воспитатель прекращает дуть.

 

Подвижная игра «Поезд»

Цель: учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.

Описание. Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга). Первый – «паровоз», остальные – «вагоны». Воспитатель даёт гудок, и «поезд» начинает двигаться вперёд сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец, дети переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение – поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти, погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке. По сигналу дети снова собираются в колонну – и поезд начинает двигаться.

 

Подвижная игра «Воробушки и кот»

Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место, приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.

Описание. Дети – «воробушки» сидят в своих «гнёздышках» (в кругах, обозначенных на земле, или нарисованных на асфальте) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки – «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот «просыпается» «кот», «мяукает» и бежит за «воробушками», которые «улетают» в свои «гнёзда». Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.

 

Подвижная игра «Зайцы и волк»

Цель: приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять  прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё место.

Описание. Дети – «зайцы» прячутся за кустами и деревьями. В стороне, за кустом, находится «волк». «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» - «зайцы» убегают и прячутся за кусты, деревья. «Волк» пытается их догнать. В игре можно использовать стихотворный текст:

Зайки скачут: скок, скок, скок –

На зелёный на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идёт ли волк?

Дети выполняют движения по тексту. С окончанием текста появляется «волк» и начинает ловить «зайцев». Первое время роль «волка» выполняет воспитатель.

 

Подвижная игра «Лохматый пёс»

Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.

Описание. Дети стоят на одной стороне площадки. Один ребёнок, находящийся на противоположной стороне, изображает «пса». Дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:

Вот лежит лохматый пёс,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдём к нему, разбудим

И посмотрим: «Что-то будет?»

Дети приближаются к «псу». Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, «пёс» вскакивает и громко «лает». Дети разбегаются, «пёс» старается поймать кого-нибудь. Когда все дети спрячутся, «пёс» возвращается на место.

 

Дата последнего обновления страницы 11.01.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения