Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.
Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.
Инклюзия (от inclusion - включение)
-процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого.
-процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.
Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:
-Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
-Каждый человек способен чувствовать и думать.
-Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
-Все люди нуждаются друг в друге.
-Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
-Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
-Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
-Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"...
Постановление Правительства ХМАО-Югры от 13.10.2013г. №543-п "Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре...
Каким бывает инклюзивное дошкольное образование?
Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах.
При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии.
В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей-инвалидов.